Введение

В настоящее время, когда говорят об историческом процессе, очень модно использовать слова «цивилизация» или «цивилизационный подход», не утруждая себя тем, чтобы поинтересоваться и понять их смысл. Для многих не имеет значения, что эти слова означают. Главное, выглядеть достойно и идти, как им кажется, в ногу со временем. Но парадокс заключается в том, что на Западе «цивилизационный подход» и раньше многими историками отвергался, а к настоящему времени давно уже вышел из моды.

Существует два основных подхода к истории – формационный и цивилизационный. Формационный подход имеет богатую историю и получил в середине XIX века материалистическое научное обоснование в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций, при этом история имеет линейный прогрессивный характер развития. Марксизм, так называлась эта теория, оказал совершенно беспрецедентное воздействие на историческую науку. Эта теория до сих пор не имеет себе равных по уровню научной проработки.

Формационный подход к истории был основным в философской науке первые две трети XIX века. Однако во многих случаях в истории существовало противоречие между линейно-стадиальным пониманием истории и реальностью. Этот разрыв становился все более острым по мере развития исторической и других родственных ей наук. Поэтому все большее место в исторической науке стал занимать, так называемый, «цивилизационный подход». Он господствовал, начиная с конца XIX века, до 40-х годов XX века, после чего историки в большинстве своем опять вернулись к пониманию развития обществ, как к линейному и прогрессивному.

Сторонники цивилизационного подхода обычно никак не определяют ключевое слово «цивилизация». Но если внимательно присмотреться к тому, в каком контексте оно ими употребляется, нетрудно заметить, что под цивилизацией понимается тот или иной социально-исторический организм или, что гораздо чаще, та или иная региональная система социально-исторических организмов, обладающая, по мнению людей, ее выделивших, общей культурой. Здесь мы впервые использовали понятие «социально-исторический организм» или «социор», которое обозначает общество людей, подчиненных одной публичной власти. Под социально-историческим организмом